Металлические гофрированные трубы и конструкции металлические гофрированные сборные функционируют как искусственные сооружения только вместе с окружающим грунтом засыпки (системы «труба – грунт», «конструкция – грунт»), посредством устройства специальной грунтовой призмы. Грунтовая призма устраивается из материалов и по технологии, определяемых проектным решением.

Классификация металлических гофрированных труб (МГТ) и конструкций металлических гофрированных сборных (КМГС)

МГТ отличаются от КМГС тем, что МГТ изготавливаются из непрерывных спиральных элементов и образующих секции (звенья трубы), при этом КМГС состоит из отдельных элементов – гофрированных листов, изогнутых по заданному радиусу и образующих между собой при соединении согласно сборочного чертежа продольные (вдоль оси сооружения) и поперечные (кольцевые) стыки.

По методу изготовления и монтажа искусственные сооружения из гофрированного металла подразделяются на:
— спиральновитые МГТ (круглого сечения, горизонтально и вертикально ориентированного эллипса);
— сборные КМГ замкнутого сечения и сборные КМГ незамкнутого сечения.
По способу сборки подразделяют на:
— спиральновитые МГТ из отдельных секций (звеньев), соединяемых между собой на строительной площадке при помощи фланцев или бандажей;
— сборные КМГС из металлических гофрированных элементов, собираемых на строительной площадке (или на площадках для предварительной сборки) согласно сборочного чертежа специальными болтами.
По типу гофров МГТ и КМГС подразделяют на:
— спиральновитые МГТ;
— с гофрами, расположенными ортогонально продольной оси КМГС.

Термины и определения
На основании обобщения действующих в Республике Беларусь ТНПА, компанией ООО «ВиаКон Технологии»  применяются следующие термины с соответствующими определениями:

арка: инженерное сооружение в виде криволинейного перекрытия из КМГС на фундаментах, устраиваемое в теле насыпи автомобильной или железной дороги для пропуска движения (транспорта, пешеходов, водного потока и животных).

армогрунтовая обойма: массив, окружающий МГТ или КМГС, отсыпанный из дренирующего уплотненного грунта, с дополнительным усилением посредством армирования плоскими георешетками, предназначенный для восприятия сжимающих напряжений при работе под полезной нагрузкой совместно с МГТ или КМГС.

грунтовая обойма: массив, окружающий МГТ или КМГС, отсыпанный из дренирующего уплотненного грунта, предназначенный для восприятия сжимающих напряжений при работе под полезной нагрузкой совместно с МГТ или КМГС.

антикоррозионная защита: комплекс средств защиты металлических изделий и сооружений от коррозии, который необходимо предусматривать на всех стадиях производства – от проектирования объекта, до транспортировки хранения готовых изделий, монтажа и эксплуатации.

антикоррозионное покрытие: тонкослойное покрытие на изделии для защиты от коррозионного воздействия внешней среды и придания ему декоративного вида. Различают антикоррозионные покрытия: металлические (цинкование, кадмирование, никелирование, хромирование, лужение, свинцевание и др.); лакокрасочные; стеклоэмали; оксидные плѐнки (воронение, анодная обработка и т.п.); покрытие резиной (гумирование); обмазка битумными составами и прочие.

бандаж: элемент, служащий для соединения звеньев спиральновитых труб.

габарит приближения конструкций: габарит в плоскости, перпендикулярной продольной оси сооружения, внутрь которого не должны выступать элементы конструкций или другие устройства.

гофр: стальной лист, которому придано для увеличения жѐсткости волнообразное сечение с заданными шагом (длиной волны) и высотой волны.
Примечание — гофр с цинковым антикоррозионным покрытием проектной толщины, имеющий заранее просверленные отверстия для сборки требуемого контура сооружения крепежными элементами называется металлическим гофрированным элементом (МГЭ) КМГС.

деформация сооружения: Изменение формы и размеров, а также потеря устойчивости (осадка, сдвиг, крен и др.) сооружения под влиянием различных нагрузок и воздействий.

деформация конструкции: Изменение формы и размеров под влиянием различных нагрузок и воздействий.

долговечность: Свойство сооружения сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе содержания и ремонтов.
Примечание — Характеристиками долговечности являются срок службы и ресурс.

гильзование: процесс восстановления дефектной трубы, малого моста и других сооружений путем установки внутри ремонтируемого сооружения гильзы из МГТ или КМГС.

живучесть: Способность элемента или конструкции сохранять несущую способность при повреждении или разрушении отдельных частей.

коррозия: Разрушение металла, вызванное химическими или электрохимическими процессами развивающееся на поверхности конструкции при её взаимодействии с внешней средой.

марка стали: Показатель качества стали, отражающий еѐ механические свойства, химический состав, степень раскисления, хладостойкость.

мостовой переход: Комплекс сооружений, используемый для перехода через водоток, состоящий из моста, подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений.

мостовое сооружение: Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствия железнодорожного и автомобильного транспорта, пешеходов и коммуникаций различного назначения.
Примечание — К мостовым сооружениям относятся мосты, путепроводы, виадуки, экодуки, эстакады.

надежность: свойство сооружения выполнять свои функции в течение всего нормативного срока службы.

опора свайная (мостовая): мостовая опора, состоящая из одного или нескольких рядов вертикальных или наклонных свай, погруженных на определённую глубину и объединѐнных поверху ригелем (насадкой)

осадка: вертикальное смещение конструкции под влиянием различных нагрузок и воздействий.

предельное состояние: Состояние искусственного сооружения, после достижения, которого дальнейшая эксплуатация невозможна вследствие потери несущей способности (предельное состояние I группы), либо вследствие недопустимых перемещений и деформаций (предельное состояние II группы).

проектный срок службы: Период, на протяжении которого сооружение может выполнять предусмотренные проектом функции при условии выполнения работ по содержанию и ремонтам.

пролёт: горизонтальное расстояние между соседними опорами арки. Различают расчётный пролёт, измеряемый между центрами опорных частей конструкции, и пролёт в свету, измеряемый между гранями опор.

прочность: сопротивление конструкции напряжению и деформированию под влиянием различных нагрузок и воздействий.

рибс (ребро жесткости): элемент для усиления жёсткости сечения КМГС, представляющий собой «контр-гофр» шириной, соответствующей шагу волны с отверстиями для объединения посредством болтового соединения с основным металлическим гофрированным элементом сечения конструкции.
Примечание — Обычно полость пространства, образующегося при сборке воедино рипса и МГЭ, подлежит тампонированию безусадочной мелкозернистой бетонной смесью.

труба: инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной или железной дороги для пропуска движения (транспорта, пешеходов, водного потока и животных).

труба спиральновитая: стальная труба, изготовленная из листового проката путём непрерывного процесса формовки гофра, последующей навивки по спирали и соединения стыка гофрированного листа в герметичный замок;

фланец: соединительная часть звена трубы, состоящая из диска (или его сегментов) с отверстиями для болтов для соединения звеньев в одно изделие.

шаблон: приспособление, применяемое для проверки геометрических размеров ложа под конструкцию.